Отечественные перевозчики в выборе шин руководствуются нормами Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который с первого января 2015 года запрещает эксплуатацию транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами на всех осях транспортного средства в течение трех зимних месяцев (декабрь, январь, февраль).
При этом под зимними шинами подразумеваются такие, на которых присутствует маркировка M+S или 3PMSF. В чем между ними разница? Модели, которые маркированы M+S (mud and snow – «по грязи и снегу»), по большему счету условно зимние или всесезонные шины. Дело в том, что для того чтобы нанести маркировку M+S, производителю достаточно провести внутренние тесты своей продукции и заявить, что шина может эксплуатироваться в зимний период времени. То есть укомплектовав свое транспортное средство указанными покрышками, перевозчик не нарушит закона.
Однако он не может при этом рассчитывать на то, что покрышки будут максимально эффективно работать в экстремальных условиях. А именно такие наблюдаются на большей части территории России в зимний период времени. Южные районы РФ в расчет не принимаем, хотя и там часто идут снегопады, а дороги покрываются льдом из-за высокой влажности воздуха. Именно в экстремальных, вернее будет сказать, обычных для России условиях зимней эксплуатации лучше всего себя ведут шины с маркировкой 3PMSF (с пиктограммой «трехглавая вершина со снежинкой»). Они, по сути своей, и есть самая настоящая зимняя резина. Скажем больше. Чтобы официально получить разрешение на упомянутую выше маркировку, покрышки должны пройти независимые тесты, которые регламентируются правилами 117 ЕЭК ООН. Они гласят, что для получения сертификации (знака «трехпиковая вершина со снежинкой» на боковине) шина по сцеплению на снегу должна быть минимум на 25% лучше всесезонной. Данный разрыв в свойствах очень большой и очень заметный в реальных условиях эксплуатации.
Идем дальше. На производство шин 3PMSF часто идут иные резиновые смеси, в составе которых, например, может быть существенно больше натурального каучука, который существенно дороже искусственного. Кроме того, поскольку шина изготавливается из более мягкой резины, то конструкторы наделяют ее протектором с иным рисунком. Все это отражается на цене готового изделия. Стоимость зимней шины 3PMSF по сравнению с всесезонной M+S может быть выше до десяти, а то и пятнадцати процентов. Это весьма существенная прибавка, особенно если учитывать, что шины парки закупают приличными объемами.
Только на один автопоезд, состоящий из двухосного седельного тягача и трехосного полуприцепа, требуется 14 покрышек. И разница в две тысячи рублей на колесе дает рост затрат на один автопоезд, равный 28000 руб. Теперь умножим полученную цифру на количество автопоездов в парке – вот вам и цена перехода на зимние шины. Справедливости ради отметим, что настоящие зимние грузовые шины (3PMSF) выпускаются в относительно небольших количествах, и на всех перевозчиков их попросту не хватит. То есть без условно зимних шин (M+S) транспортным компаниям не обойтись. И большинство из них прекрасно работает на «всесезонке». Особенно перевозчикам по душе то, что всесезонные шины не нужно менять летом. А если транспортная компания закупила шины 3PMSF – что делать с ними? Менять по сезону или эксплуатировать круглый год?
Ряд экспертов настоятельно рекомендует перед летним периодом эксплуатации (среднесуточная температура выше +8° С) снять зимние шины с транспортного средства и положить на хранение.
Их аргументы понятны: из-за более мягкой резиновой смеси, которая применяется при изготовлении зимних шин, в летний период эксплуатации протектор будет изнашиваться более интенсивно. То есть итоговый пробег покрышек будет меньше, а цена каждого пройденного километра выше, нежели у всесезонных, условно зимних шин.
Вторая группа экспертов отмечает, что современные зимние шины отличаются от всесезонных в большей мере именно рисунком протектора, а не составом резиновой смеси, которая в обоих случаях (3PMSF и M+S) обязана иметь высокие показатели по прочности и истираемости, так как нагрузка на шины грузовиков и давление в пятне контакта высокие. Фактически это означает, что разница в скорости износа протектора шин 3PMSF и M+S летом будет не такая и большая, как может показаться на первый взгляд. При этом, вопреки расхожему мнению, зимние шины, благодаря большому количеству кромок зацепления в пятне контакта (особенность рисунка протектора), в любом температурном режиме обеспечивают лучшее сцепление с поверхностью. Это означает, что существенного ухудшения поведения транспортного средства на дороге также наблюдаться не будет.
Журнал «Рейс»
все статьи
список новостей