Несмотря на падение продаж новых автомобилей, шинный рынок демонстрирует стабильные результаты: в 2016 году в России было реализовано более 35 млн шин для легковых, легких коммерческих (LCV) и грузовых автомобилей.
Продажи грузового автотранспорта в 2016 году продемонстрировали рост на 4,2 %: в 2016 году было реализовано 53 330 грузовых автомобилей, что на 2127 ед. больше, чем в 2015 году (данные АА «Автостат»). И это, без сомнения, оказало влияние на шинный рынок.
Грузовые шины: в связке с продажами техники
Важный момент для рынка: в конце 2015 года шинная отрасль перешла из-под контроля Министерства энергетики в ведомство Министерства промышленности и торговли. Совместно с Минпромторгом удалось решить задачу по защите рынка от демпинга китайских игроков. Введены пошлины на ввоз грузовых цельнометаллокордных (ЦМК) шин. Ставки в зависимости от компании составляют от 14,8 до 35,4 %.
Благодаря росту рынка грузовых автомобилей, реализации отложенного спроса вследствие стабилизации курса рубля и дефицита дешевого предложения от китайских производителей из-за антидемпинговых пошлин рынок грузовых ЦМК шин в прошлом году показал отличные результаты, увеличившись на 13 %.
По прогнозам экспертов, в 2017 году рынок ЦМК шин продолжит расти — общая емкость составит 3,64 млн шт. Этому будет способствовать увеличение продаж грузовых автомобилей (по прогнозам, в 2017 году будет продано 60 тыс. грузовиков), при этом потребительский спрос продолжит смещаться в среднеценовой сегмент, что приведет к обострению конкуренции среди производителей.
При этом АО «Кордиант» стало лидером по динамике роста производства (+56 %), а шины Cordiant Professional благодаря топливной экономичности и сцеплению с дорогой на уровне премиальных брендов заняли второе место на рынке грузовых ЦМК шин с долей 19,9 % и первое — по приросту доли.
Мнения экспертов
По прогнозам экспертов, в 2017 году рынок ЦМК шин продолжит расти — общая емкость составит 3,64 млн шт. Этому будет способствовать увеличение продаж грузовых автомобилей (по прогнозам, в 2017 году будет продано 60 тыс. грузовиков), при этом потребительский спрос продолжит смещаться в среднеценовой сегмент, что приведет к обострению конкуренции среди производителей.
Доля импорта легковых шин в 2016 году сократились на 8 %. На текущий момент максимальную долю по импорту в ассортименте имеют производители, которые не смогли локализовать производство и, соответственно, выпускают продукцию, не разработанную специально для суровых российских условий эксплуатации.
В сегменте грузовых ЦМК шин продолжилось падение импорта китайских грузовых шин вследствие антидемпинговых пошлин, а в целом импорт сократился на 4 %. Потребитель делает выбор в пользу шин, созданных для эксплуатации в России с соответствующей спецификой (сложные дорожные условия, постоянный перегруз техники и т. д.), отмечают эксперты АО «Кордиант».
Сервис Лайн – поставщик шин и услуг на рынке Москвы и Московской области (располагает крупным складом грузовых шин R22.5) также отмечает рост продаж грузовых шин эконом-сегмента. В том числе, российского производства.
Вгляд Michelin
В то же время компания «Мишлен» видит в российском рынке большой потенциал возможностей. По внутренним оценкам «Мишлен», рынок грузовых шин в России составляет 5,8 млн шин, из которых 3,2 млн — это радиальные шины. «Радиализация» — один из движущих факторов рынка грузовых шин, отмечает Михаил Журавлев, директор департамента грузовых шин Michelin в Восточно-Европейской зоне. «Рынок восстанавливается после двухлетнего падения, обусловленного экономическим кризисом, растет общее потребление, и по нашим расчетам рынок грузовых шин и, в частности, радиальных в горизонте 2019 года увеличится на 400 тыс. ед. За 4 года прирост составит 19 %», — сказал Михаил Журавлев.
Все это открывает для французской компании перспективы роста. «Мишлен» ставит перед собой амбициозные цели обеспечить темп продаж выше динамики рынка. Стратегическое развитие компании в грузовом сегменте в России определяют три ключевых направления: ориентация на клиента, инновационные технологии Michelin и развитие сервисного предложения, что предусматривает профессиональное обслуживание шинного хозяйства для экономии ресурсов перевозчика.
В 2017 году совместно с Минпромторгом и Федеральной таможенной службой РФ шинные компании намерены продолжить решение следующих задач: таможеннотарифное регулирование, запрет на ввоз бывших в эксплуатации шин, техническое регулирование отрасли, вопросы защиты интересов российских производителей на экспортных рынках и утилизация изношенных каркасов в России. Последняя проблема становится все более актуальной. В нашей стране перерабатывается лишь 10 % всех старых шин — остальные 90 % лежат на свалках. В то время как компаний, занимающихся восстановлением и ремонтом грузовых шин, таких как Протектор Некст, можно пересчитать по пальцам.
все статьи
список новостей